В сентябре в городе проходил конкурс сочинений к юбилею русского писателя А.П.Чехова. Учащиеся 6х – 7х классов приняли в нем участие.

Ученицы Конягиной Л.Ш. - Архипова Александра (7в класс)

и Палеева Мария (6а класс) стали победителями.

 

 

 

 

Сочинение Архиповой А.

Рассказ А.П.Чехова «Детвора». Моё восприятие.

Чехова я всегда воспринимала как автора произведений для взрослых. Это и «Вишнёвый сад» - постановку этой пьесы я видела в нашем кукольном театре «Огниво», и «Палата №6» и многие другие произведения, которые не раз перечитывали мои мама и сестра. Я почему-то остерегалась читать эти «взрослые» произведения, думала, что не пойму. Хотя когда-то очень нравилась «Каштанка». Но моё представление о Чехове сегодня изменилось. Возможно, я повзрослела и теперь уже могу не просто читать, но и анализировать.

Рассказ «Детвора» для меня одновременно и лёгкий по восприятию, и очень насыщенный. Сама тема игры мне очень близка. Я сама не так давно не выпускала из рук куклу, да и лото – одна из моих любимых игр. В рассказе же через отношение детей – участников игры – автор смог, на мой взгляд, очень точно подметить каждую чёрточку характера ребят, описать их переживания и чувства.

Дети – отражение взрослых, того мира, в котором мы все живём. Поэтому есть малыши добрые и весёлые, готовые всегда помочь, как Соня. Я надеюсь, что я тоже такая. А есть те, кто думает только о себе, о своём благополучии, достатке. Это автор наглядно показал на примере Гриши – ещё мальчика, но уже жадного до денег, Алёши – с виду безразличного, но «в душе беспорядочной бестии». Такие люди меня страшат, они могут сделать гадость исподтишка, на них нельзя рассчитывать, они вряд ли подставят в случае необходимости своё плечо. Очень подходит эта характеристика и для Ани. А вот Андрей – не совсем понятная для меня фигура. Несмотря на его математические способности, в разведку бы я с ним не пошла.

Пять детей – пять игроков. Каждый из них преследует свою цель. Она отличается от устремлений других участников. Все, как и в нашей сегодняшней жизни. Но всё же это дети! С присущими им любознательностью и непосредственностью. Дети не стесняются показывать свой страх перед неизвестностью (звон на кладбище), не скрывают слёз (реакция на потасовку Андрея и Алёши) и быстро забывают обиды. Как, впрочем, и о наличии в этом мире таких условностей, как богатство, власть и слава. Вот и детвора, несмотря на всю разность в воспитании, характерах, социальном положении, несмотря на недавний азарт, мирно посапывает рядышком. «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры».

Больше века минуло со времени написания Чеховым этого рассказа, но насколько он актуален! Я решила познакомиться с творчеством Антона Павловича поближе, изучить его произведения и обязательно буду советовать всем своим друзьям прикоснуться к великому литературному наследию известного русского писателя. Чтобы быть лучше, честнее, человечнее!



Сочинение Палеевой М.

Моё открытие Чехова

В эти летние каникулы я открыла для себя творчество

А.П. Чехова. Писателя, чей талант многогранен. Писателя, который в своих произведениях, основанных на обыденных, привычных для жизни ситуациях, кратко, лаконично, но ёмко и глубоко смог запечатлеть одинаково гениально и смешное, и трагическое. Читая рассказы Чехова, написанные в 19 веке, я невольно проводила параллели с веком 21, в котором живу, и пришла к выводу: Чехов - великий писатель, его творчество вечно, его герои жизненно правдивы.

Первым рассказом, прочитанным мной, была «Шведская спичка. В нём меня сначала заинтриговал детективный сюжет, а потом рассмешило то, что всё это неожиданно оказалось комедией. Пропал мужчина. Следователь придумал, что этого человека убили, и сам же в это поверил. Кажется, что все доводы следователя логичны и всё произошло именно так. А потом выяснилось: пропавший на самом деле заперт в бане у своей любовницы.

Такие моменты, когда мы придумываем какую-нибудь трагическую или детективную историю там, где её на самом деле нет, случаются нередко.

Некоторые забавные ситуации в рассказах Чехова связаны с радостными событиями в жизни человека – свадьбами, помолвками…Вспоминаются рассказы «Предложение» и «Неудача». Родители в «Неудаче» так хотели выдать поскорее свою дочь замуж, что решили сделать это самым неожиданным образом, зная, «что благословение образом свято и нерушимо». Несчастный учитель действительно мог попасть в ловушку, если бы предполагаемый образ не оказался портретом писателя.

А про Воловьи лужки из «Предложения» знает даже тот, кто совершенно не знаком с творчеством Чехова. От бессмысленного спора зависела судьба двух человек. Чьи же Воловьи лужки, и главное – состоится ли помолвка? Этот вопрос занимал меня до конца произведения.

В рассказе «Последняя могиканша» Чехов- сатирик высмеивает человеческие пороки. Как забавно наблюдать за такой парой: робкий, застенчивый, нерешительный муж, во всей фигуре которого «сквозило что-то рабски приниженное, пришибленное» и строгая, властная жена, повелевающая своим супругом и следящая за каждым его движением! Каждое слово в этом рассказе говорит нам о том, что Чехов не хотел бы оказаться на месте бедного Досифея Андреевича. А между тем, подобное можно увидеть и сейчас! Заметив подобную парочку в гостинице Санкт-Петербурга, я подумала: «Чехов – гений!»

В рассказе «Радость» автор высмеивает желание человека прославиться, неважно каким образом. Сразу вспоминается грек

Герострат, также хотевший славы и ради этого поджёгший храм Артемиды. У героя чеховского произведения немного похожая ситуация: он мечтает прославиться любой ценой. Когда он, пьяный попал под лошадь и о нём написали в газете, молодой человек был очень рад, несмотря на то, что не сделал ничего хорошего: для него слава была важнее. Конечно! «Теперь по всей России пошло!»

В рассказе «Жизнь прекрасна!» Чехов высмеивает уныние, в которое люди склонны впадать, когда болит зуб или когда, например, загораются спички в кармане. Писатель советует людям «уметь довольствоваться настоящим и радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже».

При чтении рассказа «Сонная одурь» многие узнают самих себя. Так же, как герой этого произведения, мы иногда забываем о действительности и хотим поскорее уйти с работы или с учёбы.

Есть у Чехова и другие произведения, такие, как «Спать хочется». В нём тринадцатилетняя девочка-служанка Варька задушила ребёнка своих хозяев, потому что младенец постоянно ревел, а девочке очень хотелось спать. Но она должна была качать колыбель с малышом и не имела права заснуть, в результате сошла с ума и решилась на убийство. Как тонко автор передал чувства и переживания девочки! Как будто это он сам не спал много-много ночей, будто это он сошёл с ума от непосильной работы и бесконечного крика ребёнка!

Талантливым, многогранным и актуальным во все времена открылся передо мной писатель Чехов. Его героев я встречаю на улице, в автобусе, в кино, по телевизору. Эти герои – мы сами! А это значит, что пока живёт человек, он будет читать произведения А. П. Чехова, открывая в его творчестве всё новые и новые грани, будет восхищаться поступками одних героев, негодовать на других, сочувствовать третьим и любить четвёртых.