Изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Очевидно, что к современному учителю предъявляются сегодня особые требования.

Ю. Конаржевский

«Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…» [Конаржевский Ю.А. Менеджемент и внутришкольное управление]

Инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Без этого нет гарантии, что учитель, пытавшийся решать готовые педагогические задачи по известным методичкам, сможет самостоятельно их увидеть и решить. А может быть, он и искать не станет. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя. Актуальна она и для нашего коллектива, средний возраст которого составляет 47 лет. Попробуем вместе с вами разобраться в мотивации учителя к изменениям при помощи дидактической многомерной технологии (авт. В.Э. Штейнберг).

«Инновационная деятельность» Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование существующих форм и методов воспитания, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей. Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем качества учителя, определяющие его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

«Готовность к инновациям» - наличие мотива, компетентность в инновациях образования, компетентность в педагогической инноватике.

Рассмотрим какие мотивы встречаются среди педагогов.

«Мотив вознаграждения». К данному мотиву можно отнести материальное вознаграждение учителю за различные достижения учащихся, за привлечение детей к участию в конкурсе, за участие в научнопрактических конференциях и др. В нашей школе в 2016 году на административном совете был рассмотрен новый подход к системе доплат учителям из стимулирующего фонда оплаты труда. Разработаны локальные акты:

·         Положение о компенсационных выплатах педагогическим работникам;

·         Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

 «Мотив престижа». В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд со стороны учеников, родителей, коллег, ради собственного самоутверждения. Как правило, такие педагоги берутся за все новое, но быстро охладевают, если работа требует длительных усилий. Педагоги с таким мотивом чаще всего становятся активными в период аттестации.

Очевидно, что мотив вознаграждения и мотив престижа связаны с удовлетворением личных, а не профессиональных потребностей учителя.

Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности, но может дать краткосрочный эффект.

«Профессиональный мотив» профессиональный мотив в наиболее общем виде выступает как желание учить и воспитывать детей.

Профессионально мотивированные учителя креативны, постоянно в поиске инновационных форм и методов работы, осмысления своей деятельности, создания собственных концепций воспитания детей.

«Мотивы личностной самореализации». Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности такого саморазвития, имеют выраженную восприимчивость к новшевствам.

Профессиональный мотив и мотив личностной реализации позволяют педагогу раскрыть себя как личность – профессионала. Такие педагоги есть в каждом коллективе, они с удовольствием включаются во все инновационные проекты, делятся опытом с коллегами, обучают молодых, проводят мастер – классы. Именно они становятся «локомотивами» инновационной работы в школе. Это Учителя с большой буквы! Опыт работы таких педагогов мы стараемся демонстрировать при проведении педагогических советов, мастер – классов, отмечаем их грамотами и денежными премиями.

«Условия инновационной подготовки». Формирование личности учителя, его мотивации во многом определяется средой, созданной в коллективе. Задачей администрации становится формирование инновационной среды: знакомство с новыми педагогическим технологиями, взаимодействие с другими образовательными организациями, посещение форумов, главное – не замыкаться в своем пространстве, находить возможности выезжать, взаимодействовать с инновационными учреждениями.

С 2016-2017 учебного года под руководством Галины Юрьевны были организована и внедрена на уроках информатики и во внеурочной деятельности «Робототехника/Занимательная информатика» проектная деятельность обучающихся с 7-11 класс средствами электронного образовательных и дистанционных технологиями в рамках сотрудничества с Региональным школьным технопарком ГАОУ Астраханской области ВО АГАСУ с целью развития проектной деятельности обучающихся МБОУ СОШ №28.

В 2016-2017 уч году принимали участие 172 учащихся в создании проектов по модулям «IT – академия» - «Создание 3Dигры в KODU GAME Lab «Лабиринт загадок» и «Создание сайта на основе HTML и Javascript»;  «3D производство» - «Создание полигональной модели в программе Blender»; «Медиатехнология» - «Создание телесюжета»; «Физика» - «Создание расчётной модели прототипа реактивного двигателя».

В 2017-2018 учебном году приняли участие в создании проектов 191 учащийся в данных модулях.

Все учащиеся получили сертификаты о прохождении дистанционного обучения и создании проектов средствами сайта Регионального школьного технопарка ГАОУ Астраханской области ВО АГАСУ.

Данная проектная деятельность позволила при дальнейшем сотрудничестве с Региональным школьным технопарком открыть Инновационную площадку на базе МБОУ  СОШ №28 по моделированию и прототипированию. В сентябре 2018 года Галина Юрьевна назначена приказом директора МБОУ СОШ №28 руководителем инновационной площадки Регионального школьного технопарка.

С 2017-2018 учебного года ежегодно заключается Соглашение о сотрудничестве с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» о проведении под руководством Галины Юрьевны Всероссийской олимпиады «МИСиС зажигает звезды!». В 2017-2018 учебном году площадка проведения Всероссийской олимпиады "МИСиС зажигает звезды!" по информационно-технологическому направлению приняла у себя 60 обучающихся различных школ го Мытищи. В 2018-2019 учебном году на базе МБОУ СОШ №28 продолжила работать площадка проведения Всероссийской олимпиады "МИСиС зажигает звезды!" по информационно-технологическому направлению и  62 обучающихся 7-11 классов из разных школ городского округа Мытищи попробовали свои силы в олимпиаде по математике и информатике. В результате работы площадки в 2017-2018 учебном году в заключительном этапе олимпиады приняли участие 20 человек, в 2018-2019 учебном году допущено 14 обучающихся.

Переход на ведение электронного журнала без бумажного в 1-11 классах, работа с ИСУОД «Школьный портал», АИС ИСКО, АИС ДИТ, модулем зачисления и ДОД (дополнительное образование (кружковая работа)), создание электронной учительской с ежедневным расписанием и объявлениями, мотивировало учителей быстро освоить компьютер, завести электронную почту, освоить способы загрузки домашних заданий и т.д.

В своем коллективе мы используем разные формы повышения мотивации. «Материально – технические» (у каждого учителя есть АРМ (ноутбук/ПК, принтер/МФУ, м/м проектор или ТВ), выход в Интернет из учебного кабинета, выход в Интернет через 17 компьютеров в библиотеке. Стимулирование через выплату премий, за достижения учащихся и личные достижения.

В школе с 2018-2019 учебного года начала свою работу инновационная площадка Регионального школьного технопарка. (ознакомиться с планом работ можно по ссылке).

В школе проводятся практические семинары по обучению педагогов «Работа в Школьном портале», «Использование Googlсервисов», «Создание сайтов – портфолио учителя» и т.д. Темы семинаров формируются исходя из запросов коллектива.

Вошло в практику проведение мастер-классов опытными учителями школы.

 Заместитель директора по УВР (ИКТ) Калинина Г.Ю.