Фонематический слухэто способность правильно узнавать звуки речи, уметь слышать звук в слове, отличать один звук от другого, анализировать слова с данным звуком.

При несформированности фонематического слуха нарушения звукопроизношения исправляются с большим трудом, возникают проблемы в произнесении слов различной слоговой структуры, появляются трудности в овладении письменной речью, что проявляется в специфических ошибках на письме и при чтении.

Поэтому важными для любого ребенка являются упражнения на развитие фонематического слуха. В практике развития речи их очень много, мы расскажем о некоторых из них.

1.    «Лови звук».

Нужно определить наличие звука в слове и хлопнуть либо поднять сигнальную карточку.

2.    «Домик».

Ребенку предлагается домик с тремя окошками, ему необходимо определить место звука и поставить в соответствующее окошко символ.

3.    «Схема»

Составление графических схем к слову. Например:

-А –А (Саша)

-У – А (мука)

- - И – А (книга)

4. «Измени».

Преобразование слов. Например : замени во всех словах «с» на «з».

Сайка –зайка

Сойка – Зойка

Роса – роза

Коса – коза

Суп – зуб

Сев –зев

Сыпь –зыбь

      5.«Добавлялки»

Добавить определенный слог или букву, чтобы получились новые слова . Например, добавить слог «за», образуя новое слово.

Солить – засолить,

Вязать – Завязать,

Светить – засветить,

Стелить – застелить,

Возить – завозить.

6.« Шифровка слов»

Ребенку предлагается подобрать слово к схеме.

С …з.. (сазан, созреть, слезы, стрекоза)

З …с. (занавеска, засуха, зависть, записка, засада).

7. Назвать картинку, определить заданный звук и его позицию в слове.

Детям раздаются картинки : лес, сено, гусь.

Ребенок отвечает, что в слове ЛЕС и ГУСЬ звук С в конце слова, а в слове СЕНО – в начале.

8. Отбор картинок, где заданный звук стоит в определенной позиции. Например, выбрать картинки, где звук Ш стоит в начале, середине и конце слова.

Шина          катушка        ковш

Шапка        лягушка        камыш

Шарф         подушка       мышь.

9. Определение места главного звука в слоге, указание на схеме.

Например,

А_ _ _ (артисты)

_ _ _А (осина)

_ А_ _ (томаты)

10. « Лабиринты».

Чтение лабиринтов и таблиц по определенной схеме.

К              и                                      р        ы

                                                                                 Б          о

        Н

   а                    г                                       л           о

                                                                                          в      ы

11. «Лесенка».

Составление  лесенок.

      СА    си      пы      са

Ли      ло      ла      ли

12. « Звукоед»

Злой волшебник Звукоед съел первый звук в названии насекомых Каких?

…уха, …СА, … аук.

Звукоедик отгрыз последний звук в названиях фруктов. Назови слова.

Арбу., слив., виногра., крыжовни. .

13. Назвать общий звук в парах слов.

Лук-стол (Л), кино –Ира (И), мел –мышь (м), окна –дом (о),нить –нос (н).

14. Подбор слов на каждый звук исходного слова.

  Р         у       ч        к         а

Рак      ус      чай    кот     ария

Рыба   ухо    чудо  крот   аист

15. Преобразование слов.

- добавлять звук в начале слова (рот –крот),

- заменить один звук на другой (сом-сон-сор-сок),

- переставлять буквы в словах (липа-пила),

-составление слов из звуков данного (ствол-стол,вол),

-подбор цепочки слов (дом-мак-кот-топор-рыба-аист-туман ..),

-назвать наоборот (сон –нос, кот –ток, рот-тор),

- назвать на слух, какой звук выпал (смех –мех, крот –кот, волявол).

И в заключение хочется заметить, что выполнять данные задания можно не только в детском саду, но и дома. Это позволит вашему ребенку успешно усвоить всю систему родного языка.