На логопедические пункты часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением на протяжение двух-трех лет обучения в начальной школе. Эта неспособность известна под названием дисграфии и дислексии. Они часто сопутствуют друг другу и являются серьезным препятствием  в овладении  грамотой и усвоении грамматики  родного языка на более поздних этапах.

Некоторые учителя объясняют дисграфические ошибки личностными качествами ученика: неумением слушать учителя, невнимательностью, небрежным отношением к работе и т.д. Другие часто задают себе вопрос о том, как работать с дисграфиками, чтобы они были успешны на уроке.

Однако прежде чем говорить о том, как помочь таким ребятам необходимо знать причины, вызывающие дисграфию.

Для овладения письменной речью важное значение имеет как развитие всех сторон речи (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-граммати-                

ческие категории), так и сформированность ряда функций неречевого харак-

тера (ориентировка в пространстве и времени, двигательная функция руки,

развитие слуха и зрения). У детей, склонных к дисграфии имеется ряд особенностей, cвязанных с недостаточным развитием всех или большинства

вышеперечисленных категорий. Можно отметить следующие предпосылки

появления дисграфии.

1.     Несформированность ведущей руки, ноги, глаза. Это, так называемые, дети-амбидекстры.

2.     Недостаточное развитие двигательной функции руки. Этим детям трудно пересчитывать пальцы рук. Они не могут чередовать «кулак-ребро-ладонь» одновременно на двух руках. Движения рук неплавные, напряженные.

3.     Незнание, либо нетвердое знание основных единиц времени (утро, вечер, вчера, завтра, весна, осень, старше, младше, скоро, месяцы года, дни недели и т.д.)

4.     Затруднение вызывает и отсчитывание ритма. Дети отстукивают ритм либо с нарушениями, либо медленно.

5.     Большинство детей имели в анамнезе нарушение звукопроизношения.

6.     Несформированность фонематического анализа и синтеза.

7.     Кроме того, словарный запас у детей группы риска недостаточен. Дети смешивают сходно звучащие слова. Например, «рассада – это то, что блестит на траве», «сор – это когда ругаются», «горсть – большая гора».

8.     У данной категории учащихся отмечается бедность синтаксических конструкций, аграмматизмы. Дети затрудняются в установлении причинно- следственных связей.

Исходя из вышесказанного, основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в

- сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;

- развитии анализаторов, участвующих в акте речи, письма и чтении (слуховой, зрительный, кинестетический);

- выработке четкой артикуляции;

- выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;

- систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию синтаксического уровня речи.

- большое место должна занимать работа с азбукой и слогами по принципу от легкого к трудному.

И в заключение хотелось бы сказать, что должна обязательно иметь место взаимосвязь коррекционного (логопед) и обучающего (учитель) процессов, которая способствует успешному овладению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по предупреждению дисграфии.