Мы начинаем серию консультаций  «Учимся правильно говорить!» В основном она предназначена для детей, имеющих нечеткую дикцию, с целью преодоления недостатков звукопроизношения.

В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дети в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.

Чаще вызывают затруднения у детей шипящие [ш], [ж] ,[ч], [щ], свистящие [с], [сь], [з] ,[зь], [ц] и сонорные [р], [рь], [л], [ль].

Неправильное произношение доставляет ребенку неприятности в детском саду и в школе. Сверстники замечаютдефекты речи и посмеиваются, а взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях могут появиться необычные ошибки. Школьник начинает стесняться говорить с детьми и взрослыми, становится менее активным, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку.

Взрослым не следует критиковать несовершенную речь, нужно умело и вовремя помочь ребенку.

Родители и педагоги могут это делать, ежедневно выполняя с ребенком артикуляционную гимнастику, которая поможет закрепить двигательные навыки правильного звукопроизношения.

Упражнения для губ.

1.   «УЛЫБКА»

Ребенок должен удерживать губы в улыбке, зубы не видны.

2.   «ЗАБОРЧИК»

Рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке.

3.   «ТРУБОЧКА»

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

4.   «ХОБОТОК»

Вытягивание согнутых губ вперед.

5.   «БУБЛИК»

Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы видны.

6.   «КРОЛИК»

Зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

   пражнения для языка.

1.   «ЗМЕЙКА»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

2.   «ЛОШАДКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, прыгал только язычок.

3.   «РАСЧЕСКА»

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык вперед-назад, как бы причесывая его.

4.   «ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот.

Тянуться языком попеременно

 то к левому углу рта, то к правому.

Повторить 5-10 раз.

5.   «ШАРИК»

Надуть одну щеку – сдуть. Затем

надуть другую и сдуть. Надувать

попеременно 4-5 раз.