Современный ребенок к 4-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тыс. слов.

Как? С помощью какой методики научить дошкольника всему этому? Вот что мы читаем у К.И. Чуковского: «Только общение со взрослым, диалог делает из ребенка человека, то есть существом говорящим и думающим. Но если представим, что это общение не выработало в нем особую, повышенную чуткость к языковому материалу, он может остаться до конца своих дней в области родного языка иностранцем, бездушно повторяющим мертвые штампы учебников.

Общение обогащает речь ребенка в игре, т.к. она у дошкольников является ведущим видом деятельности. И мы, взрослые, в игре призваны обучать ребенка правильной речи, новым словам. Процесс этот неразрывно связан и с обогащением знаниями. Во время игр, наряду с введением новых слов, воспитатель терпеливо и настойчиво добивается уточнения тех слов, которыми малыш пользуется постоянно, но имеет о них весьма неточное представление. Педагог не удовлетворяется тем, что ребенок знает новое слово и правильно относит его к предмету. Он добивается, чтобы дошкольник пользовался им, свободно экспериментировал со звуковой оболочкой, употреблял в своей речи. Для этого дает детям возможность часто сталкиваться с данным предметом, рассматривать его, действовать с ним. Если ребенок непринужденно употребляет новое слово, значит, оно действительно вошло в его словарь.

Всем этим задачам отвечает игровая деятельность, которая призвана активизировать общение, обучать детей правильной речи.

В раннем возрасте, в процессе игры, ребенка в диалог вовлекает взрослый, т.е. сначала он дает образец речи и заинтересовывает малыша. Опыт речевого общения ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, в разнообразные коллективные игры, инсценировки, драматизации, в деятельность кооперативного типа.

Приведем пример игр, активизирующих общение.

1.     МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

«Ёжик и барабан».

Цель:

- активизировать в речи употребление прилагательных (« красивый», «румяный», «сочный», «вкусный», «сладкий», «душистый»).

- побуждать соотносить с глаголом выразительные движения;

- развивать силу голоса.

Воспитатель показывает ежика и говорит, что с ним случилась удивительная история. Дети, помогите мне ее рассказать:

С барабаном ходит ежик

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

Целый день играет ежик

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

    С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

     Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

    Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

     Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

     Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

     И удары раздавались.

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

     Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум-бум, ( дети)

     Глаз до зорьки не сомкнули.

 Показ яблок.

-Вот такие яблоки барабанили.

- Какое оно?

- А это?

- Как барабанили яблоки по барабану?

- А еще барабан умеет говорить «трам-там-там», «трим-тим-тим».

- Когда падает большое яблоко, какой оно издает звук?

- А маленькое?

- Я разделю вас на 2 группы: большие и маленькие яблоки ( дети бегают по залу и поют песни яблок).

- А теперь ежик начал есть яблоки. Какие они?

-Вот такие яблоки собрал ежик.

2. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

«Корова и теленок».

Цель:

- побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

- активизировать употребление глаголов, побуждать произвольно строить простые предложения, развивать речевое внимание.

 

- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

Под коричневые ушки

Не кладут ему подушки.

У него 4 ножки,

Он гуляет без пальто.

Он калоши и сапожки

Не наденет ни за что.

Он сказать не может «МАМА»,

«Есть хочу», и потому

Целый день мычит упрямо

МУ-У.

Это вовсе не ребенок,

Это маленький …

-Вот послушайте историю, которая с ним приключилась.

Есть на новом платье

У меня кармашки.

На карманах этих

Вышиты ромашки.

Глупый наш теленок

На цветы глядел.

Глупый наш теленок

Их чуть-чуть не съел.

-Мог ли произойти этот случай?

-Правильно, поэт придумал небылицу.

- Ребята, а может, и мы придумаем предложение о корове и теленке?

Педагог разбивает детей по парам. Один игрок изображает слово «теленок», а другой – «веселый». Дети читают, что получилось. («Теленок веселый»).

Педагог ведет рукой наоборот (« Веселый теленок».)

Придумываются другие предложения : «Корова бодается.», «Спит теленок», «Корова смеется».

Затем предлагается составить предложения самим детям.

 

Т.О., мы видим, что игра, общение в игре, дает возможность наблюдать за языковыми явлениями, обогащает речь детей.

 

 

                                                                    Составила и провела:

                                                   Учитель-логопед Вахромичева Ю.В.