Составила и провела учитель-логопед МБОУ СОШ №28 г. Мытищи Вахромичева Ю.В.

Тема: Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Цели:

- Закреплять знания детей об ударении, ударном слоге, ударной гласной, безударной гласной; закреплять знания о правописании слов с безударной гласной в корне; учить соотнесению слов с интонационными схемами; работать с деформированным словом, текстом.

- развивать слуховое внимание, тонкие дифференцировки, умение оперировать обобщающими категориями, слуховое и зрительное восприятие, память и мышление.

- воспитывать умение работать в группе, интерес к учебе.

Оборудование:

Карточки со слогами, карточки с деформированными словами, таблицы с частями зоопарка, картинки с изображениями животных, ритмические схемы слов, деформированный текст.

                                                         Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а вот куда, вы узнаете, если разгадаете слоговицу. Но сначала нам нужно разделиться на две команды .За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце занятия жюри подведет итог и скажет, какая их двух команд выиграла. В процессе путешествия нас ждут интересные задания. Поедем мы на автомобиле.

1.     Развитие логического мышления.

Перед вами слоговица:

Раз, два, три, четыре, пять.

Потрудитесь ухитриться

Слоговицу разгадать.

(1-кен, 2-гу, 3-ру, 4-ба, 5-нок)

1-2-3- есть сумка, но не ходит в класс (кенгуру)

2-4- на видном месте две у вас (губа)

4-1- огромный красный поплавок (бакен)

3-4-5- скользит и стружка из-под ног (рубанок).

2.     Развитие умений слогового синтеза слов.

Скажите, где в городе мы можем увидеть кенгуру? (в зоопарке).

Туда мы и отправляемся! Только там случилось несчастье. Послушайте.

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз-два-три-четыре-пять,

Помоги гостей собрать!

Прочитайте слоги, записанные на карточках, и соберите слова.

(мот-бе-ге, дил-кро-ко, пан-шим-зе, ведь-мед, фин-дель, лин-пав, гай-по-пу, ног-ось-ми, дюк-ин, ра-зеб, я-зме, ца-я-ри-ще, дей-ка-ин,па-че-ха-ре,яц-за, са-ли, за-ко).

3.     Закрепление знаний об ударении,  ударном слоге, безударном слоге.

Перед вами таблички с частями зоопарка «Зверинец», «Террариум»,

«Океанариум», «Птичник».

Определите, кто из представленных обитателей будет жить в зверинце. Запишите названия животных, поделив слова на слоги и поставив ударение. (Бегемот, шимпанзе, медведь, зебра, заяц, коза, лиса).

Но сначала давайте вспомним, что такое ударение?

Как называется слог, на который падает ударение?

Сколько ударных слогов бывает в слове?

А как называются слоги, на которые не падает ударение?

Назовите мне слово из двух слогов, в котором ударение падает на первый слог (заяц).

Логопед показывает карточку Х х.

 Кто догадается, почему я так зашифровала слово?

Назовите слово, которое подходит к этой карточке х Х. (лиса, коза).

А как вы написали эти слова? Кто подберет проверочное слово?

Назовите остальные слова. Какая карточка подходит к ним? (х х Х )

4.     Работа со схемами слов.

Теперь нам нужно расселить птиц по клеткам, но сделать это правильно. Назовите какие названия птиц вы записали (павлин, попугай, индюк, индейка). Разделите слова на слоги. По какому принципу заселим клетки? (2-сложные, 3-сложные).

5.     Развитие слухового внимания и слогового анализа.

Теперь нам предстоит заселить самых опасных обитателей зоопарка. Назовите их (крокодил, змея, черепаха, ящерица). Скажите, в какой части зоопарка их поселим? (террариум).

Запишите названия обитателей террариума, разделите слова на слоги и поставьте ударение.

6.     Все части зоопарка заселены? Кто остался? (дельфин, осьминог). Запишите названия жителей океанариума, поставьте ударение, разделите на слоги и зашифруйте слова.

7.     Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Вы отлично справились со всеми заданиями. Обитатели зоопарка приготовили вам угощение. Но получите вы его только после того, как

составите предложения из слов, подберёте проверочные слова и запишите предложения.

Жил, л(е,и)су, в, гном, в(е,и)сёлый.

Он, дом, построил, себе.

Рядом, гномик, жил, поменьше.

кустом, домик, построил, Под.

У кого получилось стихотворение?

Прочтите его.

8.     Итог занятия.Рефлексия.

Жюри подводит итоги и называет победителей.

О чем сегодня с вами мы говорили на занятии?

Что вспомнили?

Что вам понравилось?