Тема: Дифференциация кинетически сходных букв Б и Д в слогах, словах и 

          предложениях.

Цели:

- учить различать на письме кинетически смешиваемые буквы «б» и «д», уделить внимание механической тренировке движения руки;

- развивать фонематический слух, фонематический анализ, зрительную и кинетическую память, произвольное внимание;

- воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: картинки, 2 корзины, сигнальные карточки, карточки с заданиями.

 

Ход занятия.

1.     Орг. Момент.

2.     Дети заходят в класс, перед ними стоят 2 корзины с картинками. Логопед просит детей  взять по 1 картинке из каждой корзины

(дом, дочка, дуб, дым, духи, доска, дыня, душ, бак, банка, банан, бочка, бант, бабочка, бутылка).

- Займите свое место. Посмотрите на картинки. Какой первый звук у вас на каждой карточке?

- Давайте вместе произнесем звук [д]. какие органы речи участвуют в образовании звука (голос, зубы и язык)?

- А как образуется звук [б] (голос, губы)?

- Если я буду произносить звуки д и б без голоса, можно ли их различить?

 [Д-б-б-д-б-д-д-б]

- Какой буквой на письме обозначается звук[ д], звук [б]?

3.

- Правильно. И сегодня мы будем учиться различать эти буквы на письме.

Логопед предъявляет 2 карточки.

- Какие элементы у них общие, чем различаются?

- Посмотрите, на каких животных они похожи? (б-белка, д-дятел).

 

 

 

 

- А сейчас мы напишем слоги под диктовку, помните у б- хвост вверх, у д – вниз.

Ба, да, об, до, ду, боб, дод, бод, бад, даб, дуб.

- Читаем полученные слоги.

4. Работа с сигнальными карточками.

- Сейчас я буду произносить слова, а вы карточку с буквой, которая пишется в этом слове.

Города, продукты, букет, дым, баранка, бумага, дырка, ладушки, белый, подарок, яблоня, рабочий, буду, голубой, синий.

 

5. Физминутка.

Предполагает принятие ребенком в личную зону другого человека, нахождение невербального контакта, посредством тактильного ощущения.

Детям предлагается разбиться по парам.

Это мой лоб – это твой лоб,

Это мое ухо – это твое ухо,

Это мой нос – это твой нос,

Это мое плечо – это твое плечо.

Это ты, а это – я,

Вместе будем мы друзья.

6.

- Молодцы, а сейчас я диктую вам слова, а вы распределяете их в 2 столбика: с б и с д.

Голубой, бант, дорога, бумага, радуга, далеко, радость, бабушка, подберезовик.

- А сейчас, посмотрите у меня на доске зашифрованный текст. Кто попробует его разгадать?

  Жили-оыли оео и оаоа. Оыла у них курочка Ряоа.

-Какие буквы зашифрованы?

- Почему именно так, кто догадался?

- Ребята, а теперь вы  на доске попробуйте зашифровать по одному слову.

Доброта

Бледный

Дряблый

Блуждать

Дудочка

Добыча

Добавка

Барабан.

7.

- Молодцы, а сейчас выполните задание на карточке. Нужно вставить пропущенную букву в предложение.

 

Лю. а  ела . улку.

Лю.а  .ыла на  .аче.

Вокруг  .ома  .линный  за.ор.

Все лю.и  ра.овались.

У Лю.ы  .рови  .угой.

По.  окном растет  .елая  .ереза.

Не .росай  .умагу на пол.

Воло.я  поймал .а.очку.

 

8. Итог занятия.

- Какие 2 буквы мы сегодня учились различать на письме?

- С помощью каких органов речи они образуются?

- Можно ли различать их при беззвучном произнесении?

- На кого похожа б, д?

- Запомните, это будет вам подсказка в написании букв.

- Молодцы, наше занятие окончено.