ТЕМА: ЗВУКИ И БУКВЫ РЕЧИ.

 

ЦЕЛИ:

-         познакомить  с понятиями «речевой» и «неречевой звук», со способом образования различных звуков, закреплять понятия «звук» и «буква»,

-         развивать фонематический слух (умение отличать речевые и неречевые звуки).

Оборудование: зеркала, предметные картинки с изображением мака, лука, 

                          рака, дома, сука, карточки с заданием.

Ход занятия.

 

1.     - Человека окружает множество шумов и звуков. Прислушайтесь. Какие звуки вы слышите?  (шум улицы, шорох бумаги, шаги в коридоре и т.д.)

-         А сейчас какие звуки вы слышите? (Логопед произносит «а-а-а, ш-ш-ш).

-         Это одинаковые по происхождению звуки или разные?

-         Одни звуки исходят от действий с различными предметами, а другие мы издаем органами речи. Это очень важные органы.

-         Для чего они нужны?

-         Почему необходима людям речь? (общаться, усваивать новые знания, передавать свой жизненный опыт другим).

-         Те звуки, которые мы произносим, называются «речевыми». Для чего они служат? Как они образуются?

-         Остальные звуки называются «неречевыми». Как они образуются?

2.     – А теперь послушайте рассказ.

 

«Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным.

Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелки.

Вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака».

- О чем рассказ?

-         Назовите первое предложение.

-         Назовите первое, второе, третье слово.

-         М, А, К.

-         Что я произнесла? (звук) Что он обозначает? Звук сам по себе ничего не значит. Из звуков состоят слова.

-         Какое слово получится, если произнести эти звуки слитно?

-         Из каких звуков состоят слова ах, ха, ау, уа, ух.

3.     - Скажите, чем обозначаются звуки на письме?

-         Все ли буквы называются так же, как звуки?

-         Назовите гласные буквы, которые состоят из 2-х звуков.

-         Итак, звуки мы произносим, а буквы пишем. Буква обозначает звук.

4.     – Из каких звуков состоят слова РАК, ЛУК, СУК, ДОМ.

-         Сколько звуков в 1-ом слове

-         ВО 2-ом?

-         В 3-ем?

-         В 4-ом?

-         Понятно ли будет, о чем идет речь, если я поменяю звуки местами.

-         У каждого звука в слове свое определенное место. Можно ли его изменить? (иначе непонятно о чем идет речь)

5.     Выбери и подчеркни те буквосочетания, которые написаны до черты.

Се   се ес со се ес со се се ос ес се

Ша  ша аш ам ащ ша ща ап ца ша аш ащ аш

Об   бо би об ов ба бо ба об во об бо бо

Ты   ты ит ти ты ти тб ть ыт ть ты ит ты

Он   но оп от по он оп но то он он но по

6.     Итог занятия.

-         О каких звуках мы сегодня говорили?

-         Как образуются неречевые звуки? Для чего они нужны?

-         Как образуются речевые звуки? Для чего они нужны?

-         Обозначает ли что-нибудь звук сам по себе?

-         Для чего нужны звуки? (из звуков состоят слова)

-         Имеет ли значение, на каком месте стоит звук в слове?

-         Почему?

 

                                                                       Составила и провела

                                                                      Учитель- логопед Вахромичева Ю.В.