Класс: 3 Б 

Учитель начальных классов Кондрашкина М. А.

 Цели урока:

Образовательные: углубить знания о звуках и буквах; актуализировать знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова;

Развивающие: развитие памяти, произвольного внимания, фонематического слуха.

Воспитательные: совершенствование культуры общения; воспитание прилежания и аккуратности, умение преодолевать учебные трудности.

 

 

Учитель. Начинаем урок русского языка. Ребята! Желаю вам сделать новые открытия на нашем уроке. К нам сегодня на урок пришел сказочный герой. Кто это? (Учитель открывает картинку).

 

Дети: Буратино.

 

Учитель: Вы все его узнали, и вы все знаете, что с ним произошло. Он остался без азбуки, не ходил в школу, и сейчас он хочет заниматься вместе с вами. Разрешим ему?

 

Дети. Да!

 

Учитель. Он очень хочет научиться писать и поэтому мы наш урок начинаем с минутки чистописания. Итак, скажите, пожалуйста, какую букву мы будем прописывать?

 

Дети. Букву З

 

Учитель. Заглавную букву З. Итак, вспоминаем написание буквы. Мы будем писать маленькую наклонную на вспомогательной линии с закруглением вправо, затем прямую наклонную до верхней линии рабочей строки, далее знак « < », затем маленькую наклонную с закруглением влево. Открываем свои тетрадки, записываем число, классная работа, прописываем минутку чистописания, сохраняя эту закономерность (дети пишут, учитель ходит, смотрит).

 

 

Определение темы урока.

 

 

Учитель. Выполним работу над ошибками со словами ранее изученных тем:

Здесь, всерьёз, улетели, кувшин, извините, интересный, быстро, убегать, красив, восемь, птица. (Поддиктовка, проверка с объяснением орфограмм).

Дети, из первых букв слов соберите название сегодняшней темы.

 

Дети. Собирают название темы «Звуки и буквы».

 

 

Постановка общей проблемы.

 

 

Учитель: Ребята, сколько звуков можно обозначить одной и той же буквой?

 

Дети: ноль, один, два, три, четыре (учитель открывает на доске карточки с вопросом и ответами).

Учитель: Я задала один вопрос,  а вы дали несколько ответов. Чтобы выбрать правильный ответ надо провести исследование.

 

Постановка частных проблем

 

 На какие две большие группы разбиты все звуки?

 

Дети: На гласные и согласные (учитель открывает карточки).

 

Учитель:  Назовите гласные звуки?

 

Дети: Перечисляют гласные звуки.

 

Поиск решения первой проблемы

 

Учитель: Правильно. Буратино хочет узнать, почему их называют гласными?

 

Дети: Гласные звуки состоят из голоса.  На доске появляется вопрос «Из чего состоят гласные звуки» и ответ «из голоса».

 

Учитель. Хорошо. Запишем слово «морковь», и посчитаем сколько гласных звуков в слове. (Один ученик выполняет эту работу у доски).

 

Поиск решения второй проблемы

 

Сколько слогов в этом слове?

 

Дети: Два.

 

Учитель. Почему? Спрашивает Буратино?

 

Дети: Так как в слове два гласных звука.

 

Учитель. Открывает на доске карточку с ответом на второй вопрос «Что образует гласный слог?» ответ «Слог».

 

Поиск решения третьей проблемы

 

Продолжим работу с новыми словарными словами, запишем их в тетрадь, отступив одну рабочую строку. На доске записаны слова: «огурец», «помидор», «горох», «овощи», «петрушка», «огород». Непроверяемые безударные гласные в словах пропущены. Ученики читают слова, ставят ударение (определяют сильную позицию гласного звука ). Вместе с учителем прописывают пропущенные буквы, сверху указывая звук (надписывается).

(работа выполняется на доске и в тетради одновременно). Ребята, мы ответили на третий вопрос: на доске учитель открывает карточки «В какой позиции находится звук?» ответы «в сильной» (произнесение и написание совпадает) «в слабой» (буквы спорят «о – а», «е – и -я», это орфограммы).

 

Вывод

 

 Результат нашего исследования: на пропущенную строку выписываем букву «е» и звуки, которые она обозначает. В сильной позиции [э], в слабой позиции [и]. Выписываем на туже строку букву «о» и звуки, которые она обозначает. В сильной позиции [о], в слабой позиции [а].

Ребята, мы ответили на вопрос: буквы гласных могут обозначать два звука.

 

Появляется картинка, Буратино устал и предлагает поиграть. Проводится физкультминутка.

 

Появляется картинка, Буратино рад, что мы ответили на поставленные вопросы.

 

Учитель. Ребята, откройте учебник и прочтите правило. На все ли вопросы мы ответили?

 

Дети: Да.

 

 Учитель. Знания нужно закрепить. Для этого повторим правило, как проверить безударный гласный в корне слова?

 

Дети. Надо подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый звук стоит под ударением.

 

Учитель. Выполним упражнение 113 с проверкой.

 

Буратино предлагает вам выполнить задание самостоятельно на отметку (выполняется в парах). Учитель выдает карточки каждому ряду, у каждой пары свой вопрос под номером 1,2,3,4 соответственно для четырех пар.

(Пример карточки)

1-й ряд

1. светить - ... гласных звука

2. светить – раздели на слоги

3. светить – обозначь ударный гласный

4. светить – обозначь орфограммы

В конце работы один ученик из каждого ряда называет ответы, ребята получают отметки за работу на уроке.

Итог урока

Учитель. Ребята, почему сегодня на минутке чистописания мы прописывали заглавную букву З.

Дети. Потому, что сегодня мы говорили о звуках и буквах, которыми звуки обозначаются.

Учитель. Сколько гласных звуков можно обозначить одной и той же буквой?

 Дети.  Два звука.

Рефлексия

Дети. Дети рисуют смайлик в тетради.

Учитель. Открывает картинку «Буратино понравилось учиться вместе с вами!»

Спасибо всем.


 

Самоанализ урока по теме «Звуки и буквы».

Вы посмотрели проблемно-диалогический урок русского языка по теме "Звуки и буквы". Он включал следующие основные этапы:

·        чистописание;

·        работа над ошибками в словах ранее изученных тем

·        введение нового материала;

·        первичное закрепление;

·        итоги урока.

 

Урок начался с чистописания - традиционного этапа для русского языка начальной школы. Он нацелен на формирование навыка письма. На этапе работы над ошибками учениками была определена тема урока. Основную часть урока составлял этап "введение знаний". Новый материал представляет собой характеристику гласных звуков, которая включает несколько существенных признаков, изучающихся по стандартному плану. Иными словами, это урок с общей и частными проблемами. Поэтому введение знаний было разбито на следующие звенья:

·        постановка общей проблемы;

·        постановка частных проблем;

·        поиск решений по каждой частной проблеме.

 

Постановка общей проблемы началась с создания проблемной ситуации. Я предложила ученикам ответить на вопрос «Сколько гласных звуков можно обозначить одной и той же буквой?» Ученики дали разные ответы, возникло затруднение, это и есть проблемная ситуация. Далее я развернула с классом побуждающий диалог: «Так в чем затруднение?» Сформулировали вопрос для исследования. Вопрос был зафиксирован мною на доске.

Постановка частных проблем осуществлялась побуждающим диалогом. Я произнесла следующие реплики: «Чем гласные звуки отличаются от согласных?» «Какие вопросы нам надо задать?" В результате, ученики работали по плану исследования гласных звуков. Он состоял из 3-х пунктов:

·        из чего состоят гласные звуки;

·        что образуют;

·        в какой позиции находятся.

 

Все пункты плана были зафиксированы мною на доске. Поиск решения по каждому пункту плана был организован разными методами. Пункты плана представляют собой существенные признаки гласных звуков, которые можно открывать. Поэтому я организую поиск решения по этим пунктам плана методом подводящего диалога. Я предлагаю детям дидактический материал и задаю вопросы на анализ этого материала, выстраивает логическую цепочку. В результате, учащиеся сами открывают признаки гласных звуков. Изучение всех пунктов плана завершается тем, что дети формулируют ответ на вопрос: «Буква может обозначать два гласных звука».

Первичное закрепление было организованно тремя заданиями. Сначала дети составляли предложения со словарными словами. Затем выполняли задания по учебнику. Выполняли задания по плану на карточках по рядам.

 

При подведении итогов к уроку учащиеся по опоре на доске еще раз проговорили о том, что буква может обозначать два гласных звука и отрефлексировали свое настроение.

 

Таким образом, это урок с общей и частными проблемами.

Технология проблемного диалога реализовалась здесь следующим образом. Методы обучения: постановка общей проблемы и постановка частных проблем были организованы побуждающим диалогом. Поиск решения по всем трем пунктам плана был организован подводящим диалогом.

Формы обучения: при введении знаний учащиеся работали фронтально.

Средства обучения.  По ходу открытия знаний я создавала на доске опорный сигнал. К учебнику дети обращались для того, чтобы проверить свой вывод.

Технические средства обучения использовались для предъявления учащимся дидактического материала, на основе которого разворачивался диалог с классом.

Кроме того, хотелось бы обратить ваше внимание на "Буратино", который связывал все этапы урока и вводил игровые моменты.

Физкульт-пауза проводилась в логически обоснованном месте: после решения проблем и способствовала закреплению уже изученного материала.

 

 

Учитель начальных классов Кондрашкина М. А.