Уважаемые родители!

Сегодня актуальной является тема школьной мотивации, так как не все дети, достигшие школьного возраста и старше, с желанием посещают школу.  Хотелось бы немного сказать о самом понятии «школьной мотивации». Что это такое? Ребенок приходит в мир с врожденной потребностью познавать,  т.е потребностью во внешних впечатлениях и потребностью в активной деятельности. Поэтому, как вы замечали, эти беспокойные ангелочки везде «суют свой нос», им все интересно, им хочется  получить новые ощущения и т.д. Иначе такую активность можно назвать – любознательность. Развитие данной потребности дает возможность  расти ребенку, получать жизненный опыт и подготовиться к очень важному этапу – это переход от дошкольного детства к школьному.

Далее, происходит формирование внутренней мотивации познавательных интересов: стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности. Формирование внутренней мотивации является для ребенка ценным новообразованием в развитии сознательной деятельности.

Следующий этап – это формирование интереса к процессу учения. Как проверить, возникла ли ситуация для формирования учебно-познавательных мотивов? Или иначе, готов ли ребенок психологически к обучению в школе. Элементарные проявления готовности ребенка к учебной деятельности – это любовь к чтению, к рисованию. Ребенку нравиться думать, рассуждать, придумывать новые задачи. Ребенок испытывает удовольствие, удовлетворение от самого поиска, анализа скрытого смысла вещей.

Школьная мотивация носит разноуровневый характер:

●Высокий уровень, когда ребенок с желанием ходит в школу. Ему нравиться узнавать что-то новое, нравится общаться с одноклассниками, с учителем, нравится новый социальный статус (статус ученика) и желание соответствовать этому статусу.

●Средний уровень, когда ребенка привлекает не сам учебный процесс, а желание пообщаться с детьми, с учителем. Привлекают внешние атрибуты школьной жизни – это портфель, школьные принадлежности: учебники, прописи, ручки, карандаши и т.д.

●Низкий уровень, когда ребенок не испытывает желания ходить в школу. Ему не интересен учебный процесс, а хочется поиграть. Не привлекает общение с одноклассниками, с учителем.

 

Как повысить уровень школьной мотивации?

Рекомендации:

I Интересуйтесь школьной жизнью ребенка систематически. Ребенок должен знать, что вам небезразлично, что происходит в школе, в классе, что у него получается, а что пока не получается. Ему необходима ваша поддержка и сопереживание.

I Благоприятный психологический климат в семье – залог успешности ребенка. Не конфликтуйте при ребенке и не включайте его в конфликт.

I  Не опекайте сверх  меры, но и не оставляйте действия ребенка бесконтрольными. Позвольте ему чуточку самостоятельности, позвольте ему ошибаться.

IПроводите совместные занятия, заинтересовывайте ребенка в обучении. В этом слова «надо учиться» не помощники. Необходимо дать почувствовать ребенку, что узнавать что-то новое – это увлекательно и это полезно.

IСовместные занятия могут носить исследовательский характер, например, наблюдение за природой и оформление этих наблюдений в красивый журнал. Оформить можно рисунками, аппликациями.

IЧтение книг, совместное обсуждение прочитанного, затем рисование, лепка, аппликация понравившегося или лучше всего запомнившегося отрывка или героя данного произведения.

I Прослушивание аудиопостановок и последующее обсуждение, рисование понравившегося героя или  действия из произведения.

I  Учите ребенка ставить цели и достигать их.

I   Свои достижения ребенок может заносить в специальный дневник – дневник        «Достижений». В качестве поощрения при подведении итогов в конце недели может быть поход в театр, в кино, поездка на природу и т.д.

I  Избегайте угроз, физических наказаний.

I  Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.

 

ОТСУТСТВИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает социально-психологическая служба. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

·         тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

·         диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

·         диагностика индивидуальных способностей учащихся;

·         тестирование самооценки своих способностей.

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

·         прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

·         подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

·         формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

·         контроль используется как средство мотивации учащихся.

Рекомендации для сотрудничества с ребенком в домашних условиях:

1.            Закупите для дома различную литературу. Читайте ребенку каждый день. На ребенка оказывает воздействие все, что его окружает. Когда мальчик или девочка в раннем возрасте видят своих родителей за чтением, это производит на них впечатление. Таким образом, родители могут привить своим детям любовь к обучению. Родители выступают в качестве примеров для подражания для своих детей.

2.           Поддержите ребенка в его стремлении определиться с собственными интересами. Если ваш сын очень любит животных, купите ему образовательные книги о животном мире. Если ребенок еще мал, можете приобрести ему различные журналы на эту тематику. Проявление заинтересованности в том, чем занимается ваш ребенок, уже само по себе является мотивирующим   фактором.

3.                Играйте с ребенком в различные игры, задействуйте разнообразные методы обучения. Игры являются одним из наиболее эффективных занятий, в процессе которых ребенок приобретает новые навыки, знания и опыт. Впоследствии, игры могут помочь ребенку лучше справляться с трудностями, встречающимися в школе. При помощи кубиков ребенок будет развивать в себе творческий потенциал и навыки решения проблем. Игрушечные кассовые аппараты также помогают ребенку приобрести опыт. Кубики различных размеров являются отличными игрушками, помогающими ребенку развить творческое мышление.

4.     Отмечайте достижения ребенка. Поощряйте своего ребенка за большие и маленькие достижения, будь то прочтение книги или завершение важного школьного задания. Поощрения вдохновляют ребенка    постоянно самосовершенствоваться.

5.      Воспринимайте любое повседневное событие как возможность научиться чему-то новому. Поддерживайте своего ребенка в процессе его познания окружающего мира. Постоянно задавайте вопросы своему ребенку и проводите различные аналогии, чтобы расширять его знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.

Жизнь становится намного проще, когда находится способ мотивировать своих детей на выполнение домашней работы. Во многих семьях мотивация действует намного эффективнее наказания.


1. Установить регулярное время для выполнения домашней работы. Это должно приучить детей к рациональному использованию времени, но временной отрезок должен соблюдаться регулярно. Во время этого времени телевизор и другие отвлекающие факторы должны быть устранены.

2. Придумайте систему вознаграждений. Вы можете предложить какое-либо вознаграждение за выполнение домашнего задания в установленное время, за выполнение работы без напоминания и т.д. Подумайте, что могло бы послужить хорошим вознаграждением, и меняйте награды при необходимости изменить мотивацию.

 3. Соответствующая награда. Это особенно важно, если домашнее задание становится проблемой. Полное выполнение заслуживает награды; медленная работа или отказ закончить работу - значит потерять         поощрение родителей.

4. Нужно найти оптимальный вариант поощрения или вознаграждения для ребенка. Тем более, если ваша неделя относительно домашней работы распланирована, то вовсе не обязательно ежедневно вознаграждать ребенка. Вы можете установить свои "правила", к примеру, ребенок всю неделю трудится ради       получения награды     на выходных.

5. Будьте настойчивее. Даже если ваш ребенок всевозможными способами сопротивляется новым правилам, вы должны стоять на своем. Дети знают наверняка, когда им удается "сломить" родительскую настойчивость и упорство. Если вы сами будете придерживаться новых домашних правил, то и дети примут их со временем. Несколько дней "сражений" относительно домашней работы, даже если они очень серьезны, принесут      свои  плоды.
6. Будьте всегда рядом. У детей очень часто возникают вопросы по домашней работе. Конечно, в идеале вы хотите, чтобы они сами поняли, как сделать работу, но будет лучше, если вы поможете им понять, что именно спрашивается или, еще лучше, покажете им, как решить задачу. Вы поможете ребенку раз или  даже  два,           но  на   третий он     справится  сам.
Кроме того, вам может помочь правильный выбор "награды" за старания ребенка. К примеру, дополнительное время на прогулке или другое развлечение. Но все же лучшим вознаграждением и для ребенка, и для вас будет время, проведенное вместе всей семьей. Совместный поход в парк или музей, настольная игра в полном составе и другие награды воодушевят вашего ребенка быстрее и лучше делать свои домашние задания.

 

Памятка для родителей первоклассников

Для того, чтобы избежать трудностей периода адаптации, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- Соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание. Выполнение всех этих аспектов позволит поддержать организм во время увеличенной физиологической нагрузки на организм ребенка в период адаптации.   

-  Сокращение просмотра телепередач. Это обязательный пункт, так как в школе ребенок получает огромное количество новой информации, которую надо переработать и усвоить, поэтому дополнительная информация, льющаяся с голубых экранов не нужна и даже вредна.

-  Психологически принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми трудностями: неуспехи оценивать, как временные, оценка неудач и необходимая помощь приводит к успеху, а ненасилие, упреки, приказы.

-   Дать право ребенку ошибаться и самостоятельно исправлять свои ошибки. Относиться к ошибкам как к закономерному явлению. Важно научить ребенка видеть свою ошибку, ее причину, уметь самостоятельно ее исправить.

- Общайтесь со своим ребенком. Интересуйтесь его жизнью в школе: что радует, а что огорчает. Не сравнивайте с другими учениками.

-  Хвалите за успех. Не употребляйте слов «не можешь», «не умеешь».

-  Играйте с ребенком в развивающие игры: настольные, подвижные.

-  Развивайте мелкую моторику: лепка (глина, тесто, пластилин); рисование; аппликации, поделки из бусинок, крупы, семян.

- Оказывайте поддержку ребенку и помощь, но не навязывайте. Не лишайте ребенка самостоятельности. Ребенок должен выполнять все сам, но под вашим чутким контролем.

Успех периода адаптации зависит во многом от вас, родители!

От всего сердца желаем вам терпенья, мудрости, удачи.