Методы организации учебно-воспитательного процесса:

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, дискуссионный.

Наиболее часто используемые методы – это словесный, практический и игровой, они присутствуют в каждом разделе, также применяется частично-поисковый и исследовательский.

Методы воспитания: убеждение, упражнение, поощрение, приучение, личный пример, самовоспитание.

Основная форма организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебных занятий:

·         практическое занятие;

·         занятие – презентация;

·         практическое занятие - соревнование;

·         выставка;

·         беседа,

·         рассказ,

·         экскурсия,

·         конкурс

·         викторина,

·         круглый стол,

·         игра,

·         мультимедийное занятие,

·         комбинированное занятие,

·         учебная конференция.

Таким образом, программа предполагает использование таких организационных форм, которые стимулируют процесс творческого мышления детей, и, с одной стороны, обучают их работе в команде, с другой – не исключают элемент состязательности и конкурентности.

Педагогические технологии: развивающего обучения, коллективной творческой деятельности, игровой деятельности, коммуникативная, на основе личностной ориентации педагогического процесса.

· Технология личностно-ориентированного обучения определяет личность ребѐнка, культуру и творчество главной ценностью образовательного процесса. Данная технология важное значение отводит оказанию помощи в становлении субъектности и социальности ребенка, его культурной идентификации, творческой самореализации.

· Технология дифференцированного обучения подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку при формировании заданий в коллективе, с учетом его личностных качеств, особенно 24 технология предполагает создание наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ученика как индивидуальности в рамках творческого коллектива.

· Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

· Проектная технология нацелена на активное формирование детского мышления и восприятия. Дети учатся планированию собственной деятельности (постановка цели, определение необходимых задач для еѐ достижения, поиск ресурсов, промежуточный анализ, итоговое определение соответствия цели и результата, выводы из проделанной работы).

· Технология коллективной творческой деятельности заключается в поэтапной организации коллективного взаимодействия, при котором учебная группа делится на подгруппы для решения определенных задач. В каждой подгруппе определяется лидер, который следит за выполнением задания. Состав подгрупп меняется в зависимости от задачи. В процессе обучения создаются ситуации, когда дети самостоятельно принимают решение о взаимопомощи. По итогам работы определяется не только общий результат, но и вклад каждого участника в рабочий процесс.

· Информационно-коммуникационные технологии используются для показа видеоматериалов, презентаций, изображений, доступа к сети Интернет.

· Игровая технология - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов с помощью сравнения и сопоставления; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учеников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку, воображение и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития детей. Алгоритм учебного занятия:

Структурно занятие состоит из нескольких этапов:

1. Организационный этап (предварительная организация класса, сообщение темы, плана, цели и задач урока, проверка имеющихся знаний, мотивация учащихся).

2. Актуализация знаний (проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы).

3. Усвоение новых знаний (сообщение нового материала).

4. Проверка понимания (устный фронтальный опрос и другие формы контроля).

5. Закрепление знаний (упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, их применение в схожих ситуациях, использование упражнений творческого характера).

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия, формулирование выводов).

Дидактические материалы:

1. натуральные (объекты,механизмы, образцы материалов и т.п.);

2. объѐмные (макеты и муляжи роботов, образцы изделий);

3. схематические (оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты и т.п.);

4. картинно-динамические (картины, иллюстрации, презентации, слайды, фотоматериалы и др.);

5. звуковые (аудиозаписи);

6. смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

7. дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

8. учебники, учебные пособия, журналы, книги;

9. тематические подборки материалов.

 

Список литературы:

1.      Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo).

2.      Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

3.      Автоматизированные устройства: ПервоРобот LEGO® WeDo 9580 (LEGO Education WeDo Construction Set).

4.      Филиппов С.А Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2015.

5.      Техническая и методическая поддержка – официальный сайт Lego education Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

6.      Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

7.      Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo).

8.      Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

9.      Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. Филиппов, - 263 с., илл.,

10.  Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS NXT 2.0, - 64 стр., илл.

11.  С. А. Вортников. «Информационные устройства робототехнических систем». Робототехника. Издательство МГТУ.

12.  Д. Г. Копосов. «Первый шаг в робототехнику». Практикум. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2012 г.

13.  Д. Г. Копосов. «Первый шаг в робототехнику». Рабочая тетрадь. Издательство «Бином. Лаборатория знаний» 2012 г.

14.  В. Н. Халамов (рук.) и др.  «Fischertechnik - основы образовательной робототехники». Челябинск, 2012 г.

15.  С. А. Филиппов. «Робототехника для детей и родителей». Санкт-Петербург «НАУКА» 2013

16.  А. В. Литвин. «Организация детского объединения по робототехнике: методические рекомендации». Москва, Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2013 г.

17.  А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина. «Уроки Лего-конструирования в школе». Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 г.

18.  Н. А. Криволапова. «Основы робототехники». Учебное пособие

19.  О. Н. Новрузова. «Педагогические технологии в образовательном процессе». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.

20.  Н. А. Казакова. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».

21.  Л. Н. Буйлова. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей». – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.

22.  В. П. Голованов. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования». – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

23.  В. Н. Иванченко. «Занятия в системе дополнительного образования детей». Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.

24.  В. В. Конова, Г. А. Маланчик. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе». Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.